Итоги работы 2010-2011

                                                        Анализ

работы  Новоромановской СОШ за  2010- 2011 учебный год                   

1.Анализ деятельности школы, направленной на получение  бесплатного основного и среднего общего образования.

Работа школы в 2010/2011 учебном году была ориентирована на итоги аттестации обучения и направлена на реализацию проблемы : «Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс , как один из способов развития творческих способностей учащихся». Были поставлены задачи:

1.Продолжить работу по образовательной подготовке учащихся:

-повышать мотивацию обучения;

-формировать навыки культуры общественного труда;

-формировать систему общих и специальных умений и навыков;

-формировать коммуникативные и рефлексивные навыки.

2.Продолжить работу по диагностике:

-отслеживающей динамику развития учащихся;

-фиксирующей уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного образования.

3.Разработать проблемы личностного и профессионального самоопределения.

4.Дальнейший поиск и апробация форм, методов и способов развития у учащихся творческого мышления.

5.Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметам.

Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на учебу, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой.

Для решения оперативной цели школы «Повышение качества обучения за счет  использования новых информационных технологий» составлен план работы школы;

*разработаны комплексно-целевые программы «Здоровье», «Растим патриотов России», «Начальная школа»;

*составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам;

*создана структура методической службы в школе;

*все методические объединения имели четкие планы работы;

*проводилась работа по обеспечению сохранности  здоровья учащихся и здорового образа жизни;

*работа по организации учебно-воспитательного процесса, по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.

Содержание среднего общего образования в школе определяется образовательной программой, разработанной и реализуемой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Сохранность контингента учащихся представлена в цифрах.

Год

Кол-во уч-ся на  начало года

Кол-во уч-ся на конец года

Сохранность %

2008-2009

137

136

99

2009-2010

123

123

100

2010-2011

108

108

100

Классы

Год

Количество на  начало года

Количество на конец года

Сохранность  %

1-4

2008-2009

2009-2010

2010-2011

25

26

21

25

26

21

100

100

100

5-9

2008-2009

2009-2010

2010-2011

79

64

58

78

64

58

99

100

100

10-11

2008-2009

2009-2010

2010-2011

33

33

29

33

33

29

100

100

100

      Порядок приема и отчисления учащихся регламентируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МОУ Новоромановская средняя общеобразовательная школа. Личные дела учащихся сформированы и  хранятся в соответствии с требованиями. Изучение  структуры движения обучающихся показало, что выбытие происходит по заявлению родителей, что фиксируется в книге приказов.

Режим работы учреждения -6-ти дневная учебная неделя, 1 класс – 5 дневная рабочая неделя. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий.

    Учебный план школы разработан на основе закона РФ «Об образовании», приказом МО РФ от 09.02.1998г. №322 «Об утверждении Базисного Учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». Учебный план рассмотрен на заседании педагогического совета школы, утвержден директором школы, согласован ПК школы. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом шестидневной учебной недели. Учебный план школы в его инвариантной части обеспечивает преподавание базовых общеобразовательных курсов обязательных для  всех обучающихся. В инвариантной части учебного плана реализуется Федеральный и областной компонент, что гарантирует овладение выпускниками школы необходимого минимума знаний, умений, навыков, обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов.

Вариативная часть реализует программы:

— основного общего образования с расширением изучения предметов «Химия»-8 кл, «информатики»-5-7 кл, «Основы  православной культуры»-5 кл.

-среднего (полного) общего образования с изучением предмета «Русский язык»- 10 кл. , 11 кл., расширением  изучения предметов «Алгебра и начала анализа»-10,11 кл., «Информатика»- 10,11 кл.,  физическая культура в 1, 9, 10, 11 классах , что обеспечивает усиление базового компонента учебного плана.

С целью углубления и коррекции знаний учащихся организованы индивидуально-групповые занятия по математике -2,3,4 классы; русскому языку и математике 8 класс,  физике 7 класс.  Программно-методическое обеспечение позволило в полном объеме реализовать учебный план.

В текущем учебном году обучение организовано по типовым общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации.

Календарно- тематическое планирование учителей разработано в соответствии с содержанием учебных программ по изучаемым предметам общеобразовательного цикла и утверждено директором школы .

Расписание  учебных занятий  составлено с учетом целесообразности воспитательного процесса, создания необходимых условия для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; включает расписание факультативных и индивидуальных занятий.

    Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведется по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий.

Анализ классных журналов показал: обязательный минимум содержания образования выдерживается; практическая часть образовательных компонентов выполняется согласно календарно- тематическому планированию; уроки по региональному компоненту проводятся.

Все предметы в школе в течении 3-х лет  велись специалистами, на вакансии не было ни одного часа.

Развитие образовательного уровня учащихся продолжается через систему дополнительного образования (бесплатных образовательных услуг). Номенклатура предметов дополнительного образования предусматривает образовательные элективные курсы математического, естественно-научного,  гуманитарного профилей. Занятия в группах  скомплектованных по выбору, продолжают развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Дополнительные образовательные услуги организованы по программам, согласованным с РМК и утвержденным директором школы. 95% учащихся школы охвачены кружками образовательного, эстетического, прикладного и спортивного циклов разновозрастного контингента.

Первая ступень обучения /1-4 кл./

С целью углубления и коррекции знаний, привития интереса к предмету на первой ступени обучения велись предметные кружки : «Информатика»(Кузьмицкая Н.И., Лахтикова Ж.И).

Вторая и третья ступени обучения /5-11 кл./

Во второй половине дня были организованы занятия кружков и секций: «Рукодельница»,  «Чудеса света», «Меткий стрелок», «Умелые руки», «Сударушка»,  краеведческий «Знай свою историю», баскетбольная и футбольная секции.

На конец  2010/2011 учебного года в школе обучалось 108 уч-ся. 21 уч-ся в начальной школе, 58- основной, 29 –в среднем звене. Успешно окончили школу   28   уч-ся, что составляет 28% в целом по школе. Решением медико- педагогической комиссии ученику 2 класса  Ващилину И.  рекомендовано обучение в спец.школе.

Важный показатель результативности процесса обучения- возрастание количества школьников, обучающихся на «4» и «5»:

*2008-2009 учебный год -43 уч.

*2009-2010 учебный год -34 уч.

*2010-2011 учебный год- 29 уч.

Процент качества знаний растет по ступеням обучения и по предметам

Учебный год 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл.
2008-2009 6; 24% 20; 29% 15; 45%
2009-2010 4; 15% 15; 24% 9; 27 %
2010-2011 5; 24% 16; 28% 8; 28%

Сравнительный анализ успеваемости по школе.

                           Успеваемость                                                            Качество  знаний

Учебный год

Началь. школа

Основная и средняя

По школе

Началь. школа

Основная и средняя

По школе

2008-2009

100%

100%

100%

24%

37%

31%

2009-2010

96%

100%

99%

15%

26%

21%

2010-2011

96%

98%

98%

24%

28%

26%

 

Сравнительный анализ успеваемости в 5-11 кл

 

 

                            Успеваемость ,  %                                                  Качество знаний, %

Учебный год

5-9 кл.

10-11 кл.

5-11 кл.

5-9 кл.

10-11 кл.

5-11 кл

2008-2009

100

100

100

29

45

37

2009-2010

100

100

100

24

27

26

2010-2011

98

100

99

28

28

28

 

По классам это выглядит следующим образом :

Сравнительный анализ качества обучения по классам за 3 года.

Классы

2008/09

2009/10

2010/11

3

33%

40%

14%

4

25%

44%

40%

5

43%

13%

40%

6

25%

43%

25%

7

38%

25%

43%

8

13%

33%

17%

9

27%

6%

24%

10

38%

24%

33%

11

53%

38%

24%

Сравнительный анализ качества обучения по предметам и классам (%).

Класс

Русский

Лит.

Матем.

Алгебра

Геометр.

Физика

Химия

История

Биология

География

Нем. яз.

Обществ.

Информат.

4

40

60

50

50

50

5

50

75

25

50

38

50

75

6

42

42

42

42

85

71

57

57

57

7

25

33

50

50

67

50

75

58

42

50

50

8

40

49

40

44

48

48

48

66

57

52

44

52

9

13

56

25

19

50

31

19

56

44

19

25

50

10

29

38

38

29

76

41

58

47

64

52

52

100

11

44

81

56

69

88

75

88

88

88

63

88

100

Низкий уровень качества знаний имеют учащиеся 9 класса:  по истории, немецкому  языку. В 6 классе по математике, 7 класс по русскому языку.

Выводы:

Успеваемость в 5-11 классах по сравнению с прошлым годом повысилась на 4 процента. Низкая успеваемость во втором классе (учитель Кузьмицкая Н.И.) . Главной причиной является объединение 1,3 классов в классы-комплекты, где  не все дети прошли предшкольную подготовку в группе кратковременного пребывания при школе, недостаточная помощь со стороны родителей своим детям.

В 8 классе продолжается снижение качества знаний от 25%-25% до 17%, в 9 классе с 38%-33% до 24% .

 В 6,10 классах наблюдается повышение качества знаний по сравнению с прошлым годом. В 6 классе 15% до 25 %,качество знаний было бы выше ,если бы поведение учеников класса Дегтевых М.и Г. соответствовало нормам поведения в школе и уставу школы. Эти ученики поставлены на внутришкольный контроль и на контроль в комиссии по делам несовершеннолетних Мглинского района, однако продолжают  нарушать дисциплину в школе и вне её. С этими учениками работают  администрация школы, классный руководитель, участковый  , глава администрации Романовского поселения. Однако изменений в лучшую сторону нет. В 10 классе качество знаний увеличилось с 6% до 33%. Повышению качества знаний в 10 классе способствовало то, что пополнился коллектив класса  хорошо –успевающими учениками  из Староромановской ООШ.

В 7,11 классах качество знаний осталось  на уровне прошлого года.

Факторы отрицательно влияющие на  качество знаний школьников:

-низкий уровень мотивации к обучению;

-основной  движущий мотив у учащихся и их родителей получение отметки;

-отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

-социальный фактор;

-низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, которые плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей работы.

Нам также мешает формализм в работе. Он особенно ощущается в контроле за учебной деятельностью ученика. Результаты контрольных работ, по которым большая часть получает «2», и, следовательно, к работе не была подготовлена говорят о том, что учитель, давая работу, четкого представления о подготовке учащихся к ней не имел, хотя, идя на контрольный урок, он должен быть уверен в том, что ребята с предложенным учебным материалом справятся. Такая же уверенность должна быть у каждого ученика.

Итак, принять за правило: не давать контрольной работы не подготовленному к ней классу, рассматривать двойку не только как недоработку ученика, но и как свою недоработку.

Рекомендации :

1.Включить план внутришкольного контроля классно- обобщающий контроль в7, 9 и 10 классах.

 2.Провести день ДРК по вопросу «Мотивация деятельности учащихся и создание условий для ее развития в 5,7,9,10 классах»

3.Провести методические семинары по темам «Приемы развития мыслительной деятельности учащихся», «Пути и средства интеллектуального развития школьников».

2.Анализ уровня здоровья и здорового образа жизни.

На основании проведенной диагностики заболеваний учащихся школы выявлена следующая структура заболеваний в течение 2010-2011 учебного года:

Ангина-3%; ВСД-4%; диффузный зоб- 6%; шум сердца- 7%;аденоиды-1%; кардиопатия-3%.

Результаты медицинского осмотра учащихся в конце учебного года  показывают следующую картину:

Количество учащихся с нарушением:

Органов дыхания 13%

Щитовидной железы 26%

Зрения 8%

Осанки 2%

ЛОР 5%

Желудочно-кишечные 6%

Невропатологические 3%

Хирургические 2%

В 2010/2011 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу над реализацией программы «Здоровье».

Цель программы:

Создать комфортную образовательную среду за счет использования новых образовательных технологий с применением компьютеров.

Разработать механизм включения в учебно- воспитательный процесс здоровье  сберегающих технологий;

Создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического, возрастных и индивидуальных способностей.

    В течение года администрацией школы велся контроль за функциональным состоянием учащихся в динамике учебного дня. Осуществлялся контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований.

Было установлено:

-занятия проводятся в 14 учебных кабинетах. Занятия с учащимися 1-4 классаов  организованы в специально оборудованных классах; учащиеся 5-11 классов занимаются в режиме кабинетной системы, которая соответствует требованиям СанПиНа и целям образовательного процесса;

-учебная нагрузка в основном соответствует реальному уровню развития личности в УВП; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально-допустимому количеству часов;

-перегрузка на учебных занятиях отсутствует;

-санитарно-гигиенический режим в школе соответствует нормам СанПиНа;

-объем домашних заданий соответствует возрастным особенностям учащихся;

-организация питания учащихся удовлетворительная.

В рамках программы «Здоровье» был проведен месячник спортивно-массовой работы, который включал в себя следующие мероприятия:

-эстафета  «Быстрей, выше, сильней»;

-силовое многоборье;

-соревнования по футболу;

-турнир по пионерболу;

-спортивная эстафета;

-спортивный праздник для учащихся начальных классов;

-конкурс «За здоровый образ жизни»;

-проведение двигательных игр и тренингов;

-выставка рисунков, плакатов учащихся.

В рамках гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в школе был проведен конкурс «Безопасное колесо»,

-встреча с представителями МЧС;

-беседы «Терроризм – угроза обществу»;

-правила  и порядок поведения населения при угрозе и осуществлении теракта;

-конкурсы рисунков;

-викторины, кроссворды;

-показ видеоматериалов;

-выставка учебно-методической литературы.

Рекомендации:

1.Продолжить диагностические исследования.

2.Дополнить программу «Здоровья»,с учетом диагностики заболеваний полученной в конце учебного года.

3.Продолжить родительский всеобуч по вопросу «Человек и здоровье».

4.Изучать и шире внедрять структуры уроков с использованием здоровьесберегающих приемов и технических средств обучения.

5.Активнее внедрять комплекс упражнений по профилактике миопии, скалеоза и других заболеваний.

6.Активировать туристско-краеведческую работу.

3.Внутришкольное руководство и контроль

В течение 2010/2011 учебного года осуществлялся в школе внутришкольный мониторинг. Внутришкольный контроль носил системный характер, мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам.

Основными элементами контроля учебно –воспитательного процесса в 2010-2011 учебном году явились:

-выполнение всеобуча;

-состояние преподавания учебных предметов;

-качество знаний, умений , навыков учащихся;

-качество ведения школьной документантации;

-выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;

-подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся;

-выполнение решений педсоветов, совещаний.

Основные направления посещений и контроля уроков:

*классно-обобщающий контроль в 9 кл. с целью определения образовательной подготовки, сформированности мотивации к обучению, сформированности классного коллектива, определения уровня воспитанности,

* классно-обобщающий контроль в 1,5,10 классах по определению степени адаптации учащихся к новым условиям;

*тематический контроль:

-развитие творческой активности при подготовке исследовательских работ учащихся;

-развитие навыков устного счета 7-9 кл;

-система учителя над развитием речи (работа над сочинением, изложением);

-подготовка учителя к аттестации, реализация учителями тем по самообразованию;

посещаемость учащимися учебных кружков, секций, факультативов; занятий;

готовность к новому учебному году; соблюдение режима работы  и расписание учебных занятий;

соблюдение индивидуального подхода к учащимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно- познавательной деятельности;

система учета и контроля знаний учащихся, работа с отстающими учащимися;

санитарно-гигиенический режим и соблюдение т/б, пожарной безопасности;

спортивно-массовая работа, работа школьной библиотеки;

состояние преподавания в 1 кл.;

работа кружков и секций, выполнение программ и их практической части;

соблюдение  единого орфографического режима при оформлении журналов;

работа с больными детьми;

выполнение курсовой подготовки;

соблюдение  единого орфографического режима при заполнении дневников, соблюдение орфографического режима ведения тетрадей и качество их проверки учителем;

работа классных руководителей, обеспечение учащихся питанием; организация дежурства в школе.

*административный контроль  за уровнем знаний и умений учащихся по предметам: стартовый контроль, рубежный контроль, итоговый контроль(годовой на конец  учебного года в переводных классах), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах);

*тематически-обобщающий, состояние формирования ОУУН учащихся, здоровье учеников в режиме дня школы, дозирование домашнего задания, нормализация учебной нагрузки, уровень воспитанности учащихся, уровень сформированности мыслительных навыков учащихся при подготовке и защите творческих проектов;

уровень подготовки учащихся 4 кл. к продолжению образования.

Методы контроля:

-наблюдение ;

-изучение документации;

-проверка знаний учащихся;

-анкетирование;

-анализ.

Посещенные уроки показали, что:

*меняется отношение педагогов к учебным ЗУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств личности (мыслительных, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих). Это достигается путем применения развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач.

Меняются цели и задачи современного образования: акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование компетентности личности. Школа обеспечена компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Среди них особое место занимает проектная деятельность учащихся, в основе которой лежит:

-развитие поисково-познавательных навыков,

-умений самостоятельно конструировать свои знания,

-умение ориентироваться в информационном пространстве,

-развитие критического и творческого мышления,

-умение видеть, сформулировать проблему.

Накоплен  опыт использования технологии  проектного обучения Колесниковой М.Н. , Марухленко В.М., Лаптевой Т.Ф., Коноплиной М.Р.  ,который состоит в следующем.

1.Для изучения какой –либо учебной темы, учебного раздела учитель перед учащимися ставит основополагающий вопрос. На его основе перед учащимися создается проблема его решения.

2.В ходе обсуждения возникают гипотезы – они являются темами для индивидуальных исследований учащихся.

3.Созданные в процессе обсуждения гипотезы формируют темы индивидуальных исследований учащихся. Учащиеся разбиваются на группы, получают темы и приступают к их раскрытию(поисково-познавательная деятельность).

4.На основе собранных материалов учащиеся создают работы для публикации своих исследований: это презентации, буклеты и презентации.

5.Завершающей частью проектной деятельности учащихся является защита проекта самими учащимися. Каждая группа защищает свою часть проекта, составляя тем самым обобщение всей темы учебного раздела. Защита проекта проходит в виде конференции, на которой присутствуют родители, классные руководители, учителя.

Внедрение проектного метода обучении представлено на схеме:

Создание целостного образа

Постановка проблемного вопроса

Построение гипотез

Изучение нового материала, развитие навыков и способов действий

 

Самостоятельная поисково-познавательная  деятельность учащихся

Урок-конференция

Контроль знаний

В ходе работы по данной проблеме давались рекомендации:

Создать условия для восприятия целостного образа нового понятия;

Активизировать класс на постановку основополагающего вопроса и поиск способов его решения, созданию гипотез;

Способствовать распределению учащихся в группы для творческой работы согласно их способностям и возможностям;

Создавать условия на уроках для осознанного усвоения новых знаний и навыков действий;

Следить за работой групп и каждого в отдельности, давать соответствующие консультации по полноте раскрытия материала, направлять поисковую деятельность учащихся;

Консультировать учащихся  по приемам и способам компьютерной обработки собранной информации;

Организовать оценку классом работ групп по критериям оценки;

Проводить анализ проделанной работы над созданием учебного проекта;

Организовать контроль над полнотой приобретения новых знаний и способов действий по изученной теме.

В итоге многими учителями  используются  развивающих педагогических технологий с учетом  подбора  учебных задач:

*учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, воля, коммуникативность и т.д.) и реализуют их средством учебного предмета;

*учителя уверенно, профессионально владеют учебным материалом;

*учителя дают разноуровневые домашние задания, поощряют индивидуальные учебные достижения, предлагают задания, развивающие творческое воображении.

Итоги контроля подводились на заседаниях педагогического совета и совещаниях при директоре, заседаниях МО.

В течение года регулярно проверялись классные журналы . Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 80% учителей. Есть учителя, которые записывают темы уроков задним числом, оформляют журналы небрежно, нарушают инструкцию по заполнению журналов.

Выводы:

Уровень компетенции и методической подготовленности  членов педколлектива в основном достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив на учебный год.

4.Анализ методической работы

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно- воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий,  направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, в конечном счете  на совершенствование учебно –воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитание и развитие конкретных школьников.

Задача состояла в создании такой адаптивной образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личными запросами. При построении системы управления  методической  службой мы используем, опираясь в своей работе на публикации П.И.Третьякова, ряд методологических подходов:

*мотивационный;

*рефлексивный;

*личностно-ориентированный.

Технология формирования системы управления методологической службой школы- это, прежде всего, построение ее на диагностической основе. Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка- неотъемлемая часть управления. Но главная задача не в том, чтобы дать учителю экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к самостоятельному осмыслению и решению своих проблем.

Создается такой диагностический блок, который позволяет каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры:

*выявить методы, формы и средства достижения результата;

*наметить пути и перспективы развития инновационного опыта по алгоритму:

Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителя и его умения, с другой стороны – его проблемы. Учителя школы осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это –основа творчества.

Педагогический коллектив школы в прошедшем учебном  году начал работать над методической темой «Внедрение новых технологий в учебно- воспитательный  процесс как один из способов развития творческих способностей учащихся».

В рамках заявленной темы были введены следующие приоритетные направления работы:

  • Повышение психолого-педагогической, методологической компетенции педагогов;

  • Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального потенциала педагогов;

  • Разработка учебных материалов, методических рекомендаций, соответствующих запросам педагогов.

Была определена  цель методической работы:

«Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области определенного предмета и методики его преподавания».

На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными  целями методический совет определил для коллектива следующие задачи:

1.Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства  учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.

2.Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.

3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояния  их физического  и психического развития.

4.Повысить мотивацию учителей на участие в освоении передового опыта, изучения и применения новых образовательных технологий.

5.Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения  новых образовательных технологий и их элементов.

6.Продолжить работу по созданию дидактического материала для разноуровневого контингента учащихся.

7.Проводить работы по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся и  формированию у них высоких  моральных качеств.

Для реализации поставленных  задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план методической  работы и методического совета.

При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

*тематические педагогические советы;

* повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;

*работа с вновь прибывшими специалистами;

*работа ШМО;

*семинары –практикумы;

*предметные недели;

*разработка методических рекомендаций;

*педагогический мониторинг;

*самоопределение;

*психологические семинары;

*аттестация;

*обобщение передового педагогического опыта.

Это традиционные, но надежные формы организации образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

Это-

-технология развивающего обучения в начальных классах,

-технология проектного метода на уроках технологии, географии, истории, биологии, математики, информатики,

-технология разноуровневого обучения на уроках математики, химии, физики,

-информационно-коммуникативные технологии на уроках немецкого языка, литературы, истории, музыки, обществознания.

Поставленные перед коллективом задачи были выполнены в основном. Их выполнению способствовали:

-спланированнная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;

-анализ выполнения принятых управленческих решений;

-выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.

-учеба на курсах при БИПКРО (Сивакова Т.В.),заочное обучение в БГУ(Полякова О.А.),МПСИ (Кужелева В.А.)

Высшей формой  коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2010/2011 учебном году было проведено 8 заседаний педагогического совета.

Органом внутришкольного  управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет.

В него входят директор, зам.директора по УВР, руководители ШМО. Содержание деятельности методического совета было определено общей методической темой школы. Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета, отражает методическую проблему школы.

Аналитическая деятельность

  1. Анализ работы МС за 2010/2011 учебный год.

  2. Итоги паспортизации кабинетов.

  3. О результатах и перспективах реализации программы развития школы.

Планово-прогностическая и проектировочная деятельность

  1. Особенности учебного плана школы на 2010/2011 учебный год.

  2. О ходе работы по реализации комплексно-целевых программ.

  3. Об организации работы по аттестации педагогических и руководящих работников.

  4. Об организации работы по подготовке к аттестации школы.

  5. Национальные проекты образования.

Организационно-координационная деятельность

  1. О подготовке школьников к предметным олимпиадам.

  2. Творческая лаборатория учителя «Методические основы современного урока с разноуровневым  дифференцированным обучением», «Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения».  «Модель выпускника начальной, основной, средней школы».

  3. Внедрение в практику работы технологии по организации работы над творческими проектами.

  4. Работа педколлектива по совершенствованию техники чтения.

  5. Реализация учителями тем по самообразованию.

  6. Использование новых информационных технологий в аналитической деятельности учителя.

  7. О подготовке к проведению промежуточной и итоговой аттестации.

Диагностическая деятельность.

  1. О состоянии работы по психолого-педагогическому сопровождению школьников.

  2. Об уровне адаптации учащихся 1,5,10 классов к современным условиям обучения.

  3. О выполнении учебной и практической части образовательных программ.

  4. Итоги мониторинга результативности учебной деятельности учащихся.

Работа МС основана на анализе учебно-воспитательного процесса, передовом педагогическом опыте. На заседаниях МС рассматривались важные вопросы по развитию школы, научно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного.

 В МО организована целенаправленная  работа по развитию профессионального мастерства педагогов.

В течение года методический совет координировал и анализировал работу ШМО.

В школе в течение последних лет работают шесть методических объединений учителей (гуманитарного цикла, физики и математики, естественного цикла ,начальных классов, творческая группа  по применению ИКТ, классных руководителей).

Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с темой школы.

Методические темы предметных МО:

-МО учителей гуманитарного цикла – Изучение и внедрение информационно-коммуникативных технологий;

-МО учителей физико-математического цикла  «Разноуровневое обучение на уроках математики и физики через проектную и исследовательскую деятельность».»;

-МО учителей начальных классов –«Технология развивающего обучения»;

-МО  учителей естественного цикла: «Проектная деятельность на уроках естественного цикла»;

На заседания ШМО обсуждались следующие вопросы:

*приемы и формы учебной деятельности на уроках математики;

*организация работы учащихся над творческим домашним заданием на уроках физики и математики;

*развитие интеллектуальных умений школьников во внеклассной работе по математике;

*использование компьютерных технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся;

* формирование прочных вычислительных навыков учащихся;

*технология уровневой дифференциации в личностно-ориентированном обучении математике;

*новые подходы к государственной (итоговой) аттестации по математике;

*учет индивидуальных и возрастных особенностей на уроках естественного цикла;

*проектная деятельность на уроках естественного цикла;

*образ современного урока, как педагогическое воздействие на ребенка;

*результаты мониторинга результативности образовательного процесса;

*новые испытывающие технологии в курсе начальной школы;

*система развивающего обучения глазами  учителя начальных классов;

*формирование компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе;

*организация работы с учащимися начальных классов в малокомплектной школе;

*методика написания творческих проектов и их роль в развитии творческих способностей учащихся;

*кружковая работа – продолжение учебной;

*компьютерные презентации на уроках политехнического цикла;

*воспитание патриотизма на уроках политехнического цикла;

*преемственность между начальным и средним звеном;

*формирование технического интереса к урокам политехнического цикла;

*использование новых информационных технологий в работе учителя;

*новые подходы к итоговой аттестации по русскому языку в 9,11 классах;

*роль уроков гуманитарного цикла в воспитании учащихся;

*анализ результатов текущей успеваемости;

*создание информационного банка учителя;

*реализация учителями тем по самообразованию.

Успешно в прошедшем году работали предметные объединения по направлениям:

-развитие познавательной активности учащихся на основе формирования ОУУН;

-технология личностно-ориентированного обучения;

-мониторинг результативности образовательного процесса;

-работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности;

-работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию к учебной деятельности.

В 2008/2009 учебном году педагогический коллектив завершил работу по проблеме «Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся» и в 2010-2011уч. г. начал работу по использованию в учебном процессе новых ИКТ  .

Был проведен мониторинг результативности образовательного процесса. В ходе этого мониторинга определялись уровень обучаемости, обученности учащихся. Уровень сформированности ОУУН, уровень владения мыслительными навыками.  Отслеживани динамики обучаемости помогает учителю адекватно оценивать свои усилия в планировании  и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю индивидуальной педагогической помощи. Определение уровня обучаемости учителями разных предметов  дает возможность выработать единую стратегию педагогических требований и выявить склонности и предпочтения ученика для дальнейшего развития.

Результат: подготовленность учащихся к дальнейшему самостоятельному продолжению образования, к самообразованию, к трудовой деятельности.

В истекшем учебном году педколлектив также работал над реализацией подпрограммы «Предпрофильное обучение».

Цель программы:

-обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы общего образования;

-создать условия для осуществления дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования.

Определенные успехи есть, но необходимо работать дальше и более плодотворно.

Учащиеся школы ежегодно принимают участие в районных олимпиадах по предметам. Однако лучших результатов добиваются не многие. В 2010-2011 уч.г 2 место по географии заняла Мельникова Н. (11 кл .,уч.Колесникова М.Н.),  Подсоломко Н. 3 место на спортивных соревнованиях в  Брянске(уч.Колесников А.Ф.).

В рамках работы по преемственности:

*осуществлялось посещение уроков учителями предметниками уроков в начальных классах;

*проводились к/р, проверка техники чтения учащихся 4 кл.;

*проведена диагностика сформированности ОУУН учащихся 4 кл.;

*диагностика адаптации учащихся 1,5,10 кл. к новым условиям;

*проведены совещания по этим вопросам.

В 2010/2011 учебном году проводилась работа по сортировке фонда методических разработок по темам: «Методические основы современного урока с разноуровневым дифференцированным обучением», «Требования к уроку личностно ориентированного обучения», «Организация работы учащихся над творческим заданием».

Системная работа велась по методическому обеспечению учебного плана: тщательно проанализированы содержание, преемственность, взаимосвязь по годам обучения учебников, отобраны определенные комплекты учебников, от применения которых пришлось отказаться.

Большая работа проведена по паспортизации кабинетов. Практически все кабинеты имеют план развития, комфортабельны для учителя и учащихся; в кабинетах имеется учебная, методическая литература, творческие работы учащихся, дидактический материал, учебно-наглядные пособия.

Совершенствование профессионального мастерства педагогического коллектива школы отражено. Прежде всего, в повышении за два года категорийности коллектива по итогам аттестации педагогических и руководящих кадров школы.

В 2010/2011 учебном году подтвердили свою квалификационную категорию    Бондаренко В.А., Марухленко В.М., Колесников А.Ф., Кузьмицкая Н.И., Сивакова Т.В.

Традиционным видом методической работы остается проведение предметных недель. Эта форма внеклассной работы используется в школе систематически. В 2010/2011 было запланировано и проведено 6 предметных  недель (русского языка и литературы, математики, физики и астономии, биологии, истории, географии). Применялись самые разнообразные методы и  формы их проведения:

-выпуск стенгазет;

-беседы, конференции;

-поле чудес;

-занимательные опыты;

-музыкально-литературные композиции;

-викторины, конкурсы;

-устные журналы.

 В школе сложилась определенная система дополнительного образования «Дифференциация по интересам», которая включает в себя кружковые занятия, факультативные занятия, секции.

В результате проведенной целенаправленной работы учитель выходит на новый профессиональный уровень, а следовательно, и взаимодействие в системе «Учитель-ученик» дает более эффективные результаты обучения, формирует и развивает личность учащихся, включает его в самообразовательную деятельность. Важный показатель результативности процесса обучения – возрастание количества учеников, обучающихся на «4» и «5» и уровня обученности учащихся.

Общие выводы:

Главное в методической работе школы- оказание действенной помощи учителям. В нашей школе  за этот учебный год поставленные задачи в основном реализованы.

  1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с курсовой переподготовкой, работой семинаров.

  2. Повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне воспитанности учащихся.

  3. Позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.

Рекомендации:

-направить деятельность  педколлектива на изучение и внедрении методической темы «Внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс как один из способов развития способностей учащихся»;

в работе ШМО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на  следующие умения: технологию подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов;

-расширить сеть учителей, внедряющих компьютерные технологии;

-увеличить число предметных недель и повысить их роль в развитии интереса к предмету;

-продолжить разработку учебных, дидактических материалов;

-более тщательно и конкретно вести работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового опыта;

-продолжить работу над подпрограммой «Предпрофильное и профильное обучение», «Здоровье», «Растим патриотов России»

-продолжить мониторинг результативности образовательного процесса.

Анализ материально-технического и финансового обеспечения

Работа в 2010/2011 уч. году была направлена на решение следующих задач:

  • обеспечение сохранности здания, оборудования, имущества;

  • пополнение учебных кабинетов учебно-наглядными пособиями.

В течение года проводились ремонтные работы по электричеству, сантехнического оборудования, по благоустройству школы, косметический ремонт школы. Приобретались моющие средства, хозяйственные товары, велась работа по оформлению музея, обслуживающего труда, приобретались материалы для ремонта школы.

Проводились проверки состояния мебели в кабинетах, ТСО и оборудования, проверки состояния санитарно-гигиенического режима, пожаробезопасность,  электробезопасность, соблюдение норм охраны труда.

При оценке ситуации в школе, впрочем как  и в российском образовании  в целом, вырисовываются следующие проблемы:

  • недостаточное финансовое, материально-техническое, научно-методическое и информационное обеспечение школы;

  • проблема чрезвычайной зависимости школы от всех органов управления и власти, мешающих школе работать через бесконечные отчетные претензии, вызовы, наслоение непомерных требований;

  • предельные характеристики загруженности, усталости и роста тревожности, нервности, болезненности педагогов;

  • естественное старение педагогических коллективов;

  • проблема отсутствия в школе мужчин;

  • разрыв между реальными потребностями  детей, родителей и школы и теми требованиями и программами, которыми школу вынуждают заниматься;

  • школе насильственно навязывается необходимость принимать участие во всех делах и формальных событиях;

  • слаборазвитые институты демократического внутришкольного управления:  совет школы , попечительский совет и т.д.

  • резко упала в ученической среде ценность знания, образования, культуры

  • неприятие детьми культурных образцов и феноменов, отторжение классической литературы и искусства;

  • разрушающее влияние внешней среды, негативная роль компьютера, телевизора, иноземной литературы в жизни детей;

  •  проблемы дисциплины, асоциального поведения, алкоголизма, употребления никотина, воровство, издевательство над учителями, товарищами и младшими учащимися;

  • недостаточное финансирование  организации школьного питания.

Сопоставление  этих  проблем  с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» показывает, что, не смотря на  достигнутые  во многом положительные результаты,  впереди огромное поле деятельности.  Необходимо перейти на новые оценки  качества образовательного процесса, освоить  новые образовательные стандарты,  модернизировать систему оценивания  знаний  учащихся и многое другое.

Задачи на 2011/2012 учебный год

  1. Создать условия для развития учащихся, формирование у них прочных навыков и стойкой учебной мотивации.

  2. Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.

  3. Отработать скорректированность планов и программ с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.

  4. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического  развития.

  5. Изучать и внедряя в практику новые педагогические технологии.

  6. Активизировать работу учителей над темами самообразования.

  7. Совершенствовать методический уровень учителей в реализации проектной и исследовательской деятельности школьников.

  8. Разнообразить формы  методической работы.

  9. Проводить работы по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств.

10. Совершенствовать работу по преемственности между первой ступенью обучения и средним звеном.

Comments are closed.