Анализ учебно-воспитательной работы
в МБОУ « Новоромановская средняя общеобразовательная школа »за 2013 – 2014 учебный год.
Работа школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2013/2014 учебный год задачами: создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом; создание необходимых условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования, среднего общего и среднего (полного) общего образования; совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов; сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, формирование стремления к здоровому образу жизни; совершенствование условий взаимодействия семьи и школы; привлечение внешкольных учреждений к сотрудничеству для развития творческих, интеллектуальных, индивидуальных возможностей учащихся.
В работе с учащимися школа руководствовалась Законом РФ « Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями.
Учебный план школы на 2013-2014 год был составлен на основании базисного учебного плана и сохранял в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на индивидуальные и групповые занятия во второй половине дня с целью углубления и коррекции знаний учащихся согласно их выбора. Образовательная программа школы и учебный план школы предусматривали выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей являлось включение каждого ребёнка на каждом учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивалось поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
В 2013 – 2014 уч. году школа работала в режиме 6-дневной недели, в школе занимались 11 классов, в которых на конец учебного года обучались 74 ученика.
Формами организации учебного процесса в 2013 – 2014 уч. году являлись: уроки, лекции, семинары, практикумы, консультации, занятия по выбору, олимпиады, конкурсы, предметные месячники, открытые уроки.
Учебный план выполнен, учебные программы пройдены.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2013– 2014 уч. году являлись:
-выполнение всеобуча;
-состояние преподавания учебных предметов;
-качество ЗУН учащихся;
-качество ведения школьной документации;
— выполнение учебных программ;
-подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы;
-выполнение решений педагогических советов и совещаний.
В учебном году использовались следующие формы контроля:
классно-обобщающий контроль ( в 5,6,7,8,9,10,11 классах);
обзорный контроль ( тематический вид) – обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, контроль календарно-тематического планирования и программ, выполнение программ контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам, организация работы кружков, секций, элективных курсов, организация итогового повторения, посещаемость занятий учащимися, работа с отстающими и «трудными» учащимися, выполнение режима работы ГКП, состояние охраны труда и техники безопасности, организация физкультурно-оздоровительной работы, обеспеченность учащихся питанием;
административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам – стартовый контроль, рубежный (по четвертям, полугодиям), итоговый, предварительный контроль.
Использовались следующие методы контроля: наблюдение (посещение уроков), изучение документации, проверка знаний (срезы, тесты, контрольные, практический работы), анкетирование, анализ.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
Основные направления посещений и контроля уроков:
— формы и методы, применяемые на уроках;
— самостоятельная работа учащихся, её содержание и организация;
— соответствие домашних заданий нормам допустимой загруженности учащихся;
— разноуровневое обучение;
— здоровьесберегающая направленность образовательного процесса.
Итоги контроля подводились на педагогических советах и совещаниях при завучах и при директоре.
С целью реализации ФГОС НОО разработан план основных мероприятий по подготовке к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На начало 2013-2014 учебного года в школе имеется утверждённый годовой календарный график, учебный план, программа внеурочной деятельности, рабочие программы по предметам, программы кружков. Учителя начальных классов имеют курсовую подготовку по теме «ФГОС: содержание, особенности внедрения и условия реализации», закуплены учебники, наглядные пособия для начальной школы.
С целью получения объективной информации о состоянии уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся первого- третьего класса проводились различные диагностики. Результаты проведенных диагностических процедур показывают, что у большинства учащихся сформирована учебная мотивация, связанная с пониманием и принятием необходимости учебной деятельности; практически у всех учащихся сформированы коммуникативные умения, что является необходимым фактором при классно-урочном обучении; познавательные умения так же сформированы у большинства учащихся (90%), что свидетельствует о высокой заинтересованности учащихся к процессу познавания нового, а значит способствует качественному усвоению программного материала.
В течение года проводилось наблюдение за организацией кружков внеурочной деятельности 1-3 классов. В начальной школе организованы кружки, которые реализуют различные направления внеурочной деятельности в 1-3 классах в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель — развитие творческих способностей обучающихся. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Одним из главных показателей работы школы являются результаты итогового контроля и итоги аттестации учащихся .
В начальной школе обучалось 22 учащихся.
класс | Кол-во
уч-ся |
На «5» | На «4» и»5» | На «3» | На «2» | Качество знаний | Процент успеваемости |
3 | 6 | 0 | 3 | 3 | — | 50 | 100% |
4 | 5 | 0 | 1 | 4 | — | 20 | 80% |
Из них
на «5»- 0 учащихся;
на «4» и»5»-4 учащихся;
на «3» и «4»-7 учащихся.
Качество знаний-35%
Процент успеваемости -90%
1 учащийся 4 класса Ващилин Игорь дополнительно занимался в летний период по русскому языку .
класс | Кол-во
уч-ся |
На «5» | На «4» и»5» | На «3» | На «2» | Качество знаний | Процент успеваемости |
5 | 7 | 0 | 4 | 3 | 0 | 57 | 100 |
6 | 11 | 0 | 3 | 8 | 0 | 27 | 100 |
7 | 7 | 0 | 1 | 6 | 0 | 14 | 100 |
8 | 10 | 0 | 3 | 7 | 0 | 30 | 100 |
9 | 8 | 0 | 1 | 7 | 0 | 13 | 100 |
10 | 4 | 0 | 3 | 1 | 0 | 75 | 100 |
11 | 5 | 0 | 1 | 4 | 0 | 20 | 100 |
На «5»-0 учащихся;
На «4» и «5»- 20 учащихся;
На «3» и «4» — 43 учащихся.
Качество знаний- 27 %;
Процент успеваемости- 100 %.
В целях качественной подготовки к сдаче выпускных экзаменов учащимися администрацией школы была проведена следующая работа:
— сформирована нормативно-правовая база по ЕГЭ иГИА;
— проведены диагностические контрольные работы в форме ЕГЭ для всех обучающихся 11 классов и в новой форме для всех обучающихся 9 классов по обязательным предметам;
— проведены диагностические контрольные работы в новой форме в 9 классе и в форме ЕГЭ в 11 классе по предметам, которые выбрали выпускники. Подготовка к государственно (итоговой) аттестации за курс основного общего и среднего (полного) образования со стороны учителей проводится на достаточно хорошем уровне, созданы все условия для подготовки учащихся к ГИА.
На конец 2013-2014 учебного года в 9 классе обучалось 7+1 учащихся.
Все были допущены к итоговой аттестации, успешно прошли аттестацию и получили документ об образовании соответствующего образца.
Анализ результатов выполнения работ показал:
Русский язык ( ГИА):
Писали – 7+1 уч-ся.
На «5»- 0 уч-ся;
На «4»- 1уч-ся; Качество знаний- 12 %.
На «3»- 7 уч-ся. Процент успеваемости-100%.
Математика (ГИА):
Писали 7+1 уч-ся:
На «5»- 0 уч-ся;
На «4»- 1 уч-ся;
На «3»- 7 уч-ся;
На «2»- 0уч-ся .
Качество знаний- 12 %;
Процент успеваемости- 100 %.
В 11 классе обучалось 5 учащихся. Из них 1 ученик закончил школу на «4» и «5». – Колесникова Елена.
класс | Кол-во
уч-ся |
На «5» | На «4» и»5» | На «3» | На «2» | Качество знаний | Процент успеваемости |
11 | 5 | 0 | 1 | 4 | 0 | 20% | 100% |
Все экзамены сдавались в форме ЕГЭ. Результаты прилагаются в таблице.
Предмет | Кол-во
Уч-ся |
До 50 баллов | От 51 до 60 баллов | От 61 до 70 баллов | От 71 до 80 баллов | Свыше 80 баллов | Средний балл по предмету |
Русский язык | 5 | ||||||
Математика | 5 | ||||||
история | 1 | ||||||
обществознание | 4 | ||||||
физика | 2 |
Все учащиеся сдали ЕГЭ успешно.
Качество знаний за 2013-14 учебный год составило 27%.
В школе уделялось внимание работе с одаренными детьми. Хочется отметить работу в этом направлении учителей математики Сивакову Т.В., Губко Т.Ф., Марухленко В.М. и учителей русского языка Бондаренко В.А. и Коноплину М.Р.
В 2013-2014 учебном году количество призеров олимпиад муниципального уровня было мало :
География — 1 призер (Щигарцова Ирина 10 кл;)
. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В педагогической деятельности каждого учителя должна быть использована педагогическая технология.
Использование педагогами современных педагогических образовательных технологий:
Педагогические образовательные технологии |
Процент педагогов, использующих образовательную технологию |
Личностно-ориентированное обучение |
100 % |
Технология сотрудничества |
62% |
Игровые технологии |
24% |
Информационно-коммуникационные технологии |
90% |
Технология индивидуализации обучения |
100 % |
Технология развивающего обучения |
33% |
Технология дифференцированного обучения |
100 % |
Проектная деятельность |
50% |
Технология коллективного способа обучения |
20% |
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает. Это основной вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя и представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами и приемами УВ работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Формы организации методической работы в школе следующие:
Методический совет.
Тематические педагогические советы.
Методические объединения.
Работа учителей по темам самообразования.
Открытые уроки, их анализ.
Взаимопосещение уроков и их анализ.
Предметные месячники.
Индивидуальные беседы по организации и проведению уроков.
Аттестация.
Семинары.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
I. Работа педагогического коллектива школы над единой методической темой
В 2013 – 2014 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Повышение качества и эффективности в образовательном процессе через внедрения информационно- коммуникативных технологий.»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.
Исходя из этого, были определены задачи:
* способствовать повышению профессионального уровня и развитию ключевых компетентностей педагогов;
* осуществлять информационно-методическое, мониторинговое сопровождение образовательного процесса;
* продолжить работу по выявлению и распространению передового педагогического опыта;
* пропагандировать применение инновационных технологий в образовательном процессе.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
— работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;
— работа методического совета – коллективная методическая деятельность творческой группы учителей;
— повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
-диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика;
— обновление оснащённости кабинетов школы.
2. Проведение педсоветов.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутри школьного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.
В 2013/2014 учебном году были проведены заседания педсоветов со следующей тематикой:
- Анализ работы школы в 2012-2013году. Утверждение календарного учебного графика. Утверждение типового учебного плана и почасовой нагрузки учителей. Утверждение учебных программ и локальных актов . ( август)
2. « Каким должен быть современный урок?» ( ноябрь)
3. « Духовно- нравственные основы личности». ( январь)
4. Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса» (март)
5. О переводе учащихся 1-4 кл. О допуске к итоговой аттестации уч-ся 9, 11 классов. О выполнении учебных программ . Организация летнего отдыха.( май)
6. О завершении основного общего образования выпускниками 9 кл, среднего общего (полного) образования выпускниками 11 кл, о поощрении учителей.
( июнь).
Позитивные тенденции: в обсуждении тем педсоветов принимало участие все педаги, происходил обмен мнениями, слушались советы, предложения по улучшению работы учителя, администрации, общественности, детского ученического самоуправления; проводилась работа в группах; обсуждались и принимались локальные акты; ставились конкретные задачи и планировалось их решение.
Негативные тенденции: при подготовке и проведении педсоветов мало привлекалось родительское мнение; не все педагоги включались в деятельность по выполнению решений педсоветов.
Рекомендации: планировать работу совместных творческих групп учителей и родителей для решения поставленных задач с обоснованием совместно принятых решений.
3.Работа методического совета школы.
Методический совет школы возглавляет зам. директора по УВР. В него вошли руководители МО:
МО информационных технологий ( Марухленко В.М.)
МО учителей гуманитарного цикла ( Коноплина М.Р.)
МО учителей математики и физики ( Сивакова Т.В.)
МО учителей спортивно-технологического цикла ( Колесникова Н.М.)
МО классных руководителей ( Кужелева В.А.).
Было проведено 4 заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы:
-Анализ МС за 2012-2013 уч. год. Обсуждение плана методической работы в школе и МО.
— Новые стандарты в образовании в нач. школе, Предварительный анализ успеваемости учащихся 10-11 кл. Организация школьных предметных олимпиад.
-Отчет руководителей МО о проведенных олимпиадах по предметам.
— исследовательские работы учащихся при организации итогового повторения, о проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
— итоги работы учителей над темами по самообразованию.
-анализ обеспеченности учебниками;
-обсуждение плана проведения методических недель , школьных олимпиад;
— система работы по подготовке учащихся к успешной сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ;
— о подготовке к итоговой аттестации;
— изучение и использование педагогами в своей деятельности современных педагогических технологий, методов, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.
Следует отметить разнообразные формы проведения МС, важность рассматриваемых вопросов.
Позитивные тенденции: Включение в работу МС творчески работающих педагогов.
Негативные тенденции: Недостаточная активность и инициативность членов МС.
Причины негативных тенденций: Нехватка времени из-за большой загруженности. Профессиональная усталость.
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций:
- Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами МС. Вовлечение в работу МС новых членов. Применение личностно-ориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках МС.
- 4. Работа методических объединений.
Главными звеньями в структуре методической службы школы являются методические объединения. В школе сформировано 5 МО, каждый из которых работает над своей методической темой, связанной с темой школы. В своей деятельности МО ориентируются на организацию методической помощи учителю.
МО учителей русского языка, литературы, истории и немецкого языка ориентировались в своей работе на : «Повышение эффективности образовательного процесса путем использования различных форм и методов работы для повышения мотивации к обучению у учащихся и раскрытия их творческих способностей»;
МО учителей математики, физики и информатики и ИКТ: «Поиск и внедрение новых интенсивных форм, методов обучения, информационных технологий в образовательный процесс и внеурочную деятельность учащихся»;
МО учителей, географии, химии, биологии «Повышение качества знаний учащихся через применение инновационных технологий обучения на уроках»;
МО учителей технологии , , физической культуры «Развитие способностей к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач при изучении предметов цикла».
На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
1. Утверждение плана работы и календарно-тематического планирования.
2. Анализ административных контрольных работ.
3. Нравственное воспитание школьника в учебное и внеурочное время.
4. Проблемы преемственности образования между образовательными ступенями.
5. Анализ результатов школьных и районных олимпиад.
6. Анализ репетиционных и пробных экзаменов.
6. Итоги адаптации учащихся 1,5,10 классов.
7. Внедрение современных технологий в урок с целью повышения мотивации учащихся.
8. Повышение профессиональной квалификации учителей.
9. Практическая направленность профильного и предпрофильного обучения.
10. Повышение качества преподавания.
11. Проводился мониторинг качества знаний.
Силами учителей МО проводилась входная и промежуточная диагностика знаний и умений обучающихся.
Традиционным видом методической работы является проведение предметных недель. В 2013 -2014 учебном году было запланировано и проведено 5 предметных недель:неделя русского языка и литературы, неделя географии, неделя истории, неделя технологии, неделя физики, неделя химии и биологии, неделя математики,ИЗО и музыки. Применялись разнообразные методы и формы их проведения: КВНы, устные журналы, конкурсы, марафоны, викторины, игры, брейн-ринги.
Позитивные тенденции:
Много внимания уделяли учителя повышению познавательного интереса учащихся к предмету. Предметные недели стали мобильной и интересной формой работы с учениками. В ходе предметных недель учителя проявили хорошие организаторские способности, разнообразные формы их проведения вызвали повышенные интересы учащихся. Возросла активность учителей, их стремление к творчеству, увеличилось число учителей, участвующих в инновационных процессах школы . Наиболее интересно прошли недели учителей истории, биологии, учителей математики, физики и информатики, учителей русского языка и литературы.
Негативные тенденции:
1.Многие информационные ресурсы отличаются невысоким качеством.
3.Не всегда использование информационных средств на уроке оправдано.
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций.
Продолжить обучение учителей современным педагогическим технологиям, привлекать пассивных учителей к оценке качества своих уроков.
В планировании методической работы МО нужно отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.
- 5. Работа по повышению квалификации учителей.
Цель: создать условия для совершенствования методического мастерства и развития творчества учителей.
За 2013-20134учебный год повысился профессиональный уровень учительского мастерства. Число учителей составляет 2 человека.
За 2013-2014 учебный год прошли курсовую подготовку 2 учителя школы. Посещали учителя районные и областные семинары, участвовали в конкурсе « Учитель года». Колесникова Н.М, учитель технологии, является призером конкурса « Учитель года-2014».
Велась работа по самообразованию, оформлялись учительские портфолио.
Большой опыт работы приобретают учителя, работая в олимпиадных жюри, экспертных группах.
Позитивные тенденции:
1. Продолжение роста профессионального уровня педагогов школы. 2.Выстраивание системы повышения квалификации педагогов.
Причины позитивных тенденций: Заинтересованность большинства педагогов школы в позитивном изменении качества учебного процесса.
Негативные тенденции:
1. Равнодушное отношение ряда педагогов школы к росту своей профессиональной компетентности.
Причины негативных тенденций:
1.Снижение мотивации к педагогической деятельности. Равнодушие. Безразличное отношение к перспективам, как личностного развития, так и к перспективам развития школы.
2.Нежелание затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями. Надежда на продолжение педагогической деятельности, базирующейся на старом багаже знаний. Профессиональная усталость.
Необходимые меры по корректировке негативных тенденций:
- В МО провести дополнительную работу, подготовку с целью повышения квалификации всеми членами педагогического коллектива.
- Создание такой системы деятельности школы, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы школы.
Методика изучения удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, проведённая с целью определения степени удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школе и своим положением в ней, показала, что большинство педагогов устраивает расписание уроков, комфортно чувствуют себя в среде учащихся, видят реальную возможность в повышении своего профессионального мастерства, проявлении творчества и способностей.
Выводы:
1. Организовать на базе школы проведение районные МО.
2. Активизировать работу школьного сайта.
3. Организовать работу по дистанционному образованию учителей и учащихся.
4. Продолжить работу по повышению роста профессионального уровня педагогов.
5. Привлечь педагогов к участию в профессиональных конкурсах.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива имеются следующие недостатки:
— слабо ведется работа по обобщению передового опыта;
— недостаточно используются современные технологии, инновации.
— недостаточно используется ресурсное обеспечение по реализации стандарта образования.
В следующем году педагогическому коллективу необходимо продолжить работу над методической темой : «Раскрытие творческого потенциала ученика и формирование потребности в его обучении», направить деятельность коллектива на дальнейшее изучение и внедрение технологии личностно-ориентированного обучения; в работе ШМО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технологию подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов; продолжать разработку учебных, дидактических материалов; более тщательно и конкретно вести работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового опыта.
Основная цель воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год – создание условий для формирования всесторонне развитой личности.
Задачи: 1. Создание воспитывающей среды, способствующей самоопределению и самореализации обучающихся. 2. Активизация работы органов ученического самоуправления. 3. Развивать систему работы по охране здоровья обучающихся.
4. Повысить персональную ответственность классного руководителя за качественный уровень воспитательной работы с учащимися класса.
Долгосрочная цель: создание условий для становления человека-гражданина с адекватной картиной мира, способного сотрудничать с другими людьми., развитие всесторонне развитой личности.
Воспитательная работа в нашем учреждении осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу.
В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив работал над раскрытием, развитием и реализацией духовных, нравственных качеств личности учащихся.
Школа решала следующие воспитательные задачи:
формирование гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры, культуры достоинства;
воспитание гордости за свой народ, свою страну, уважения к нашей истории и культуре;
формирование активной жизненной позиции.
Эти задачи решались, благодаря работе по реализации целевых программ: «Семья», «Растим патриотов России», «Здоровье школьника»
Также большую роль в решении поставленных задач сыграли: 1) вовлечение обучающихся в различные кружки, секции; 2) создание особой развивающей среды, которая дает ребенку возможность пробовать, выбирать и принимать самостоятельные решения; 3) осознание педагогами идеи, что главной ценностью был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника.
Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения. И наша задача – создать все необходимые условия для этого.
В школе ощущается явная нехватка кружков художественно-эстетического цикла. В 2013-2014 году следует подумать о расширении спектра внеурочной занятости детей младшего и среднего школьного возраста. В 2013-2014 учебном году ребята принимали активное участие в подготовке и проведении следующих общешкольных дел и акций:
Сентябрь | Праздник «День Знаний» (1-11 классы)
Месячник «Внимание, дети!» Легкоатлетический кросс, (1-11 классы) |
Октябрь | Праздник, посвященный Дню пожилых (1-11классы)
Празднование Дня учителя (1-11 классы) Осенний бал (1-11 классы) Месячник «Здоровый образ жизни» |
Ноябрь | День народного единства (5-11 классы)
День матери (1-11 класы) Неделя русского языка и литературы |
Декабрь | Новогодний калейдоскоп (1-11 классы)
Неделя математики |
Январь | День здоровья «Снежная зима»
Лыжные соревнования (1-11 классы) |
Февраль | День защитников Отечества.
Месячник оборонно-массовой работы. |
Март | Праздник «Международный женский день»
Неделя биологии |
Апрель | Праздник «День космонавтики» (1-11 классы)
Экологический субботник «Расцветай, наше село» Весенняя неделя добра. Неделя физики |
Май | Поклонимся великим тем годам…(1-11классы)
Неделя музыки и ИЗО Последний звонок (9,11 классы) Выпускной вечер (4 класс) |
Июнь | Выпускной вечер (9, 11 классы)
Трудовой лагерь Оздоровительный лагерь «Солнышко» |
Все воспитательные мероприятия были направлены на формирование общечеловеческих ценностей. Главной задачей организации ДО «Республика Детства» была воспитание уважительного, бережного отношения к пожилым людям; воспитание подрастающего поколения в духе гуманизма и патриотизма.
В 1, 3 классах (кл. рук. Кузьмицкая Н.И..) много внимания уделялось формированию классного коллектива и взаимоотношений в нем, т.к. в этом году в коллектив 3 класса влились новички 1 класса. Все уч-ся 1 класса адаптировались , нашли себе в классе друзей. В течение учебного года велась работа по формированию патриотического воспитания, по развитию коллективизма, творческой деятельности. В ходе проведения месячника по оборонно- массовой работе были проведены : смотр строя и песни (2 место), кл. часы « В гостях у Мойдадыра», « День защитника Отечества», « Воины- интернационалисты», « Блокада Ленинграда». В мае месяце участвовали в проведении митинга, посвященного дню Победы, прошла экскурсия в музей « Ветераны Второй Мировой». Для реализации программы « Здоровье» проводились спортивные эстафеты, подвижные перемены, физкультминутки на уроках.
Трудовая деятельность также была спланирована и полностью выполнена: трудовые десанты по уборке школьной территории, организовано дежурство по классу и столовой, субботники. Были проведены экскурсии в природу , кл. час
« Закаляйся, если хочешь быть здоровым». Проведены кл. часы о правилах поведения в классе, школе, познакомились с правами ребенка и его обязанностями. Много внимания уделялось формированию жизненных идеалов , где проведены беседы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», «Безопасность на дороге», «Вежливые слова», Без друга в жизни туго».
Во 2, 4 классах (кл. рук Лахтикова Ж.И..) для реализации программы «Здоровье» проводились спортивные соревнования «Зов джунглей», беседы о режиме школьника, о вредных привычках о безопасности ребенка. С точки зрения экологического воспитания были проведены экскурсии в природу. По нравственному воспитанию проведены беседы «Услышать сердце человека», «Настоящая дружба», « Этих дней не смолкнет слава». По патриотическому воспитанию познакомили детей с историей села(экскурсия в музей), проведены уроки мужества, митинги. Прошли праздники «Пунктационных знаков», «День учителя», Прааздник осени, новогодний утренник, смотр строя и песни, митинг у памятника. Проведены кл. часы « Вместе весело шагать», по правовому воспитанию « Права ребенка», « Правила дорожного движения», по военно- патриотическому воспитанию – « Есть такое слово – ВЫСТОЯТЬ», « Люди мира на минуту встаньте». Вся воспитательная работа в классе проводилась совместно с родителями. В результате сформировался дружный коллектив. Основной задачей в следующем году будет: формирование коллектива и дружеских отношений в нем.
В 5 классе (кл. рук. Колесникова М.Н.) были проведены классные часы «Безвредного табака не бывает», « Дверь в детство», «Добро и зло». Класс занял второе место в конкурсе новогодних газет. Были проведены беседы о предупреждении детского травматизма, инструкции по технике безопасности. Класс принимал активное участие во всех общешкольных мероприятиях: Смотр строя и песни, митингах, соревнованиях, конкурсах. Проведены кл. часы на нравственную тематику: « Что такое доброта», « Рассказы о русском подвиге», « Несокрушимая и легендарная», «Береги честь смолоду», « Поклонимся великим тем годам», проведены викторины « Что ты знаешь о нашей армии», « Птицы и животные – наши друзья». Проведен устный журнал « Страницы ратной истории. Сталинградская битва.» Класс принимал участи в конкурсе инсценированной песни, различных соревнованиях. Воспитанию нравственности способствовало мероприятие, посвященное празднику пасхи, которое организовывала Сивакова Т.В.
Основными целями воспитательной работы в 6 классе( кл. рук. Бондаренко В.А. были: сохранение и укрепление здоровья, формирование правильного представления о коллективизме и товариществе. По всем направлениям воспитательной работы были проведены определенные мероприятия. Проведены беседы с родителями . Проведены кл часы «Несокрушимая и легендарная», «Человек и космос», «Курить – себе вредить», «Уроки нравственности». Интересное представление уч-ся подготовили к Новому Году , принимали участие в смотре строя и песни, митинге. Проведено много классных часов о здоровье « Подростковая среда и алкоголь», « Всего одна рюмка», « Безвредного табака не бывает». По патриотическому воспитанию кл. часы на тему: « О партизанах- подпольщиках Брянского края», « Трудности военного детства»… В конкурсе « А ну-ка, парни» класс занял второе место.
Главной целью воспитательной работы в 7 классе.(кл. рук. Колесникова Н.М…) было построение воспитательной системы класса, направленной на создание сознательного отношения к учебе, на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего любить жизнь, окружающих людей, способного мыслить, творить своими руками, проявлять самостоятельность. Развитие познавательной активности осуществлялось через познавательные игры в ходе предметных недель, индивидуальных занятий , кл. часов : « Герои новоромановского края», «70 лет освобождения Брянщины», «Я – гражданин России», «Важные мелочи повседневного этикета», « Что значит жить с достоинством». Класс участвовал в проведении предметных недель.
В 8 классе (Кл. рук. Горботенко В.И..) большое внимание уделялось правовому воспитанию детей. Проведены кл часы «Права и обязанности ребенка», «Конституция – основной документ страны». Проведена анкета «Твоя жизненная позиция», урок – мужества «Навечно остались в строю». В жизнедеятельность класса вовлечены все учащиеся. Проводилась профилактическая работа по выявлению заболеваний, согласно плана школы.
« Подросток и сигарета». По программе «Растим патриотов России» проведены кл. часы « Навечно остались в строю», «Люблю тебя мой Брянский край». Велась работа с трудными семьями и трудным подростком.
— со всеми родителями класса(родительское собрание)
-с частью родителей в форме консультаций, индивидуальных встреч. Воспитанию доброты, чуткости и любви к окружающим , формированию правосознания и гражданской ответственности способствовали кл. часы « Будьте добрыми и милосердными», « Мир вежливости и добра»…
Под постоянным контролем находятся учащиеся группы риска и неблагополучные семьи.
В результате проведенной воспитательной работы можно сделать вывод:
— средний уровень воспитанности и духовно- нравственной культуры сформирован.
В 9 классе ( Сивакова Т.В.) прошли кл. часы на тему « Темперамент, характер, самопознание»,
«Математика- царица наук», беседы «Безопасность на льду», проведены инструктажи по ТБ . Уч-ся приняли активное участие в Новогоднем бал- маскараде.
Уровень воспитанности уч-ся желает быть лучшим. Проведено кл. родительское собрание « Подготовка уч-ся к ГИА». Прошли экскурсии в школьный музей « Нам об этом не помнить нельзя», « Творчество романовских мастериц».
Прошли кл. часы по темам:
— День матери, Радуга профессий, Поговорим о культуре речи., Совесть – мерило нравственности…
Были посещены семьи Дегтевых, Ромасюковых, Ныриковой, Савицкой, Федорченко. В конкурсе « Смотра и строя» класс занял 3 место, в конкурсе инсценированной песни – 2 место, Дегтевы Миша и Гриша стали лауреатами районного конкурса патриотической песни « Пою мое Отечество». В рамках военно-патриотическог масячника проводились беседы « Подросток и закон» с приглашением представителей из детской комнаты милиции. В целях воздействия на классный коллектив были проведены беседы на тему « Каким должен быть наш классный коллектив», О силе коллектива», « Будьте добрыми и человечными».
В результате проведенной воспитательной работы можно сделать вывод:
— средний уровень воспитанности и духовно- нравственной культуры сформирован. В классе на низком уровне остается отношение к своему здоровью.
Воспитательная работа в 10классе ( Кужелева В.А.) была направлена на формирование личности, сознательной дисциплины, гражданственности и патриотизма.
Класс активно участвовал в спортивных мероприятиях школы, в районных мероприятиях. Прошли кл. часы « Навечно остались в строю», «За здоровый образ жизни», « Суд над вредными привычками», «Твой главный труд – учеба», «Безопасное поведение в школе», « Чрезвычайные ситуации криминагенного характера».
Ученики приняли активное участие в месячнике оборонно- массовой работы.С классом проводились следующие беседы: « правила дорожного движения», « Что надо знать о пище и режиме питания», « как развивать физические способности», « Беседа о суициде», « Здоровым будешь – все забудешь».
В 11 классе (кл. рук. Полякова О.А.) много внимания уделяли формированию нравственности учащихся , культуре поведения, подготовке ребят к будущей взрослой жизни. Эти направления в воспитательной работе были связаны с развитием и совершенствованием коллектива и навыков самоуправления . в течение года проведены классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся: « Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки», « Доброта и гуманность», « Благодарю тебя», «Эту дату мы в сердце несем».
Наиболее актуальной для 11- классников была проблема улучшения результатов их учебной деятельности. Ребята не проявляли активную деятельность во время подготовки и проведения воспитательных мероприятий.
Учащиеся школы приняли участие в районных конкурсах и соревнованиях:
— Живая классика
-конкурс « Россия- страна туризма
-конкурс « Мастерство детских рук»».
-конкурс лидеров ДО
-семинар на базе Новоромановской СОШ по истории, географии и биологии.
-конкурс шашистов(5 место из 8)
-Карагод (участники)
— конкурс « Вхожу в мир искусств» — призеры
-конкурс « Пою мое Отечество» -лауреаты в районе и в Унече.
— Безопасное колесо(участники)
-конкурс Школа выживания» (участники)
— конкурс « Ратные страницы истории».
-Районный осенний легкоатлетический кросс.. 2место Ушанова .А.
-Районный настольный теннис
3 место. Бесков .В.
Коленченко. Д. Колесникова .Е. 3 м.
—Лыжня России -Лаптева .Е. 1м.
-Районные соревнования по легкой атлетике.
1место Ушанова .А (400м)
1место. Ушанова.А. (200м)
-Командная эстафета девочек
2 место Давыдовкая Ольга
Савицкая Кристина
Бондаренко Татьяна
Ушанова Алина
Работа
по профилактике правонарушений
Педагогическим коллективом школы в 2013- 2014 году по профилактике правонарушений решались следующие задачи:
— повышение нравственного уровня воспитанности учащихся, снижение уровня правонарушений;
— профилактика социальной дезадаптации подростков;
— воспитание гуманистического и правового самосознания учащихся.
Работа по профилактике правонарушений и преступлений ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. Так, на заседании педагогического совета был рассмотрен вопрос «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся», на котором учитель физической культуры Колесникова Н.В.. ознакомила с мониторингом состояния здоровья учащихся и остановилась на методах и приемах формирования ЗОЖ. При подведении итогов учебных четвертей заслушиваются отчеты классных руководителей по учету пропусков учащихся, работе с трудными подростками, с неблагополучными семьями, т.к. основная нагрузка в работе с трудными подростками ложится на классных руководителей.
Учитывая, эффективность в профилактике безнадзорности и правонарушений занятость учащихся во внеурочное время, ведется активная работа по привлечению детей в кружки и секции. Так, в 2013-2014 учебном году работали 9 кружков и спортивных секций. Особо хорошо была налажена работа кружка «Сударушка», «Изонить».
Под особый контроль администрации взята занятость учащихся «группы риска» во внеурочное время. Учащиеся «группы риска», принимали активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах как внутришкольных, так и муниципальных.
Регулярно проводятся как классные родительские собрания, так и общешкольные по вопросам профилактики негативных проявлений в подростковой среде. На общешкольных родительских собраниях рассматривались такие вопросы, как «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка», « Дети и родители. Давайте понимать друг друга», «Авторитет родителей в воспитании детей», и др. На классных родительских собраниях рассматривалась и вопросы по антинаркотической и антиалкогольной пропаганде, проводилось анкетирование уч-ся 8-11классов по этим вопросам. Традиционным эффективным мероприятием являются регулярные рейды в семьи учащихся. Самой посещаемой семьей оказалась семья Дегтевых, т.к. дети Миша и Гриша состоят на внутришкольном контроле и контроле в комитете по делам несовершеннолетних.. На сегодняшний день на профилактическом учёте в школе состоят 3 неблагополучные семьи,( Дегтевы, Ващилины и Витовские) с которыми ведётся систематическая работа. Родителям этих учащихся даются рекомендации по вопросам обучения и воспитания детей, проводятся беседы по ЗОЖ, предупреждаются об ответственности за воспитание детей. С целью сотрудничества педагогов, родителей и учащихся, формирования здорового образа жизни ежегодно проводятся соревнования по лыжной гонке.
Проводятся мероприятия по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних, проводятся лекционно-практические занятия с уч-ся 1-11 классов на тему: «Здоровый образ жизни». «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», тест-тренинг « Мое здоровье», « Мои вредные привычки», « Мое самочувствие»., Суд над вредными привычками.
Школа тесно сотрудничает с сельским поселением.
Закон Российской Федерации “Об образовании” закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса и школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения. В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Именно на это была направлена работа классных руководителей.
В 2011-2012 учебном году было проведено социологическое исследование, по данным которого был составлен социальный паспорт школы.
Социум |
Кол-во семей |
В них учащихся |
— многодетные |
7 |
10 |
— неполные |
28 |
28 |
— неблагополучные |
3 |
7 |
— малообеспеченные |
86 |
88 |
— с детьми-инвалидами |
1 |
1 |
— с опекаемыми детьми |
2 |
2 |
— учащиеся, состоящие на внутришкольном учете |
4 |
5 |
— учащиеся, состоящие на учете в ПДН |
2 |
4 |
На протяжении всего года 100% обучающихся получали горячее питание.
В школе проводится кропотливая работа с подростками «группы риска», с учащимися, пропускающими занятия: индивидуальные беседы с детьми и их родителями классных руководителей, администрации, членов Совета профилактики; ведется совместная работа с ИДН.
Для детей из малообеспеченных семей был организован при школе оздоровительный лагерь «Солнышко», в котором отдохнуло 30 человек.
С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.
Педагогический коллектив постоянно изучает мнение родителей о процессе воспитания в школе. С этой целью проводятся анкетирования, опросы, беседы.
Родители выделяют классного руководителя как первого помощника в решении всех появляющихся вопросов и проблем.
В 2013-2014 учебном году было проведено 4 общешкольных родительских собраний. Общей целью была: повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности обучающихся и их родителей и необходимость развития воспитательной системы школы, в 2014-2015 учебном году помимо новых задач необходимо продолжить решать следующие воспитательные задачи:
продолжить воспитание гордости за свой народ, свою страну, свою школу, уважения к нашей истории и культуре;
продолжить формирование гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры, культуры достоинства;
продолжить формирование активной жизненной позиции.
Зам. директора по УВР: /Колесникова М.Н../